Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Проект "Слушаем музыку композиторов Мордовии дома". 125 лет родоначальнику мордовской музыки

18 Май 2020

                        125 лет родоначальнику мордовской музыки

1 июля 2020 года музыкальная общественность Мордовии отметит 125-летие Леонтия Петровича Кирюкова, имя которого носит наше музыкальное училище. Здание Саранского музыкального училища известно всем в городе, и в последние несколько лет особой приметой его местоположения (кроме всегдашнего – «возле «Чайки» на юго-западе») стало – это «где портрет Кирюкова». Да, вот уже несколько лет перед входом в училище стоит баннер с большим портретом Леонтия Петровича. А, значит, можно сказать, что народ знает своих героев – теперь внешность первого мордовского композитора стала узнаваемой для всех горожан.

Судьба Леонтия Петровича Кирюкова довольно типична для представителя национальной интеллигенции своего времени: рожденный еще до революции (год его рождения –1895), основную часть своей жизни он прожил при советской власти, был истинным патриотом и своей большой родины – СССР, и малой – республики Мордовия. Первые национальные интеллигенты – выходцы из народа, и Кирюков – тоже крестьянский сын, уроженец Зубово-Полянского района. Знаменательно, что в его судьбе принял участие другой известный мордовский деятель – просветитель, педагог – Макар Евсевьевич Евсевьев. И это глубоко символично: теперь их имена нередко произносятся рядом, и заслуги их, каждого в своей области, вполне сопоставимы. Кирюкову суждено было посеять первые семена профессиональной музыкальной культуры здесь, на родной земле – и, приехав в республику после окончания Московской консерватории, он все свои силы бросил на просвещение земляков, создание профессиональных организаций, воспитание национальных кадров.

Музыкальное училище, которому в 1966 году, уже после смерти композитора, было присвоено имя Кирюкова, действительно обязано ему многим: он был в числе его создателей, ведущих преподавателей, здесь он старался внедрить тот дух, который вобрал в себя в стенах Московской консерватории – творчества, товарищества, искренней увлеченности. Кирюков – носитель великой русской хоровой культуры, ведь он учился у Александра Васильевича Александрова и Николая Михайловича Данилина, подлинных исполинов в этой области.

Ещё будучи студентом консерватории, он думал о сохранении песенного фольклора мордвы, в 1929 г. его стараниями был издан 1-й в истории сборник мордовских песен («Мокшэрзянь морот», М.: Центриздат, 1929). В эти же годы он работал с хором в Мордовском клубе в Москве, не только разучивая мордовские песни, но и создавая первые авторские произведения. Таким образом, польза от этой работы была обоюдной – и коллективу, и руководителю.

В Саранском музыкальном училище (которое было сначала на положении курсов, затем техникума) он проработал с 1930 по 1956 г.г., и всякий, кто в это время был связан с училищем, вспоминает его добрым словом. В частности, могу сослаться на рассказы Анны Яковлевны Лёвиной, которая была в числе его любимчиков, как представительница коренной национальности и уроженка «певческого» села Левжа. Анна Яковлевна вспоминала, что неимущие, но по молодости жаждущие развлечений студенты с помощью Леонтия Петровича могли попасть на танцплощадку в парке им. А.Пушкина через окно (!) в доме Кирюкова, которое как раз выходило туда, и таким образом можно было миновать билетеров, стоящих на входе.

Вспоминают его манеру шутить, переходить в разговоре на родной язык. Все эти штрихи к образу дают возможность получить представление о Леонтии Петровиче как о простом, доступном человеке, нисколько не кичившимся своей известностью и положением.

Кирюков-фольклорист. Особого внимания заслуживает работа Кирюкова по сбору и публикации народных мордовских песен. Первый сборник, выпущенный им в 1929 году в Москве − «Мокшэрзянь морот» − включает в себя 44 мокшанские и 16 эрзянских песен. Отличительная особенность их изложения – они даны для одиночного исполнения или для хора.

Второй сборник Кирюкова «Мокша-мордовские песни» был также выпущен в Москве в 1935 г. Мокшанские песни, в особенности записанные в Зубово-Полянском районе, близки композитору, кроме того, его опыт в работе с хоровыми коллективами к этому моменту был чрезвычайно богат, в силу этого представленные в этом сборнике образцы очень органично и интересно решены с точки зрения хорового письма.

Третий сборник, «Мокшэрзянь народнай морот», издан в Саранске в 1948 году, в него вошли 22 мокшанские и 18 эрзянских песен. Кроме того, многие из песен, собранных Кирюковым, вошли в сборник Г.И.Сураева-Королева (ученика Кирюкова) и Л. С.Кавтаськина, вышедший в 1967 году.

Кирюков-композитор. Собственно композиторское творчество Кирюкова также характерно для своего времени: опора на национальные традиции, разработка преимущественно вокальных жанров – обработки фольклорных образцов, хоровые и сольные песни, в том числе и на злобу дня – посвященные партии, колхозной жизни: «Слава партии», «Ленинский закон», «Песня славы», «Бригадир», «Колхозные частушки». Главнейшие достижения композитора связаны с его обращением к жанрам, до него в национальной республике не опробованным – музыкальная драма и опера. В памяти всех музыкантов сразу отзываются впечатления, может быть, не целостные, отрывочные, но все же мы все знаем фрагменты из драмы «Литова», опер «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня».

Кирюков-общественный деятель и педагог. В 50-е годы он сплотил вокруг себя композиторов республики. Это пока не был Союз композиторов, мало было еще в республике высокопрофессиональных музыкантов, тем более, сочиняющих музыку, но предпосылки к созданию Союза были созданы именно им. В музыкальном училище Кирюков преподавал предметы теоретического цикла, мечтал о создании отделения теории музыки – оно было открыто при его жизни, но после его ухода из училища – в 1960 году (его трудовая деятельность прекратилась в 1959). Будучи сам большим тружеником, Кирюков прививал любовь к труду своим ученикам, при этом все время говорил о вдохновляющей роли народной музыки для творчества. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях Г.И,Сураев-Королев: «…иссякла фантазия? Так я засучиваю рукава и опускаю руки в родник народной музыки. Там и мне, моим внукам и правнукам хватит баснословного богатства на все случаи».

Леонтий Петрович навсегда останется для музыкантов республики Мордовия первым в ряду национальных композиторов, примером преданности своей родине и профессии, им мы можем гордиться и равняться на него.

Память о композиторе сохраняется горожанами: на доме, в котором он жил в последние годы жизни (ул. Васенко, дом 5) установлена мемориальная доска, его имя носит наше музыкальное училище, его могила всегда ухожена и часто посещается гражданами нашей республики и приезжими.

Следующие поколения музыкантов, наши нынешние студенты и их будущие ученики также должны знать о Кирюкове и его заслугах, хранить и передавать эту память.

Асанова С.Б.

ВИДЕ картинка на сайт.jpg


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*